А.УСОВ (640026, г.Курган, а/я 2540; или usoff@narod.ru)
Главная страница:www.usoff.narod.ru

                       КРИТИКА "КАПИТАЛА" МАРКСА
                             статья пятая

                  КОММУНИЗМ ИЛИ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО?



   Оригинальная черта Маркса как мыслителя состоит в том,  что все  его
теоретическое построение оказывается наиболее слабым и уязвимым как раз
в наиболее ответственных и принципиальных пунктах. В этом мы уже не раз
убеждались выше и сейчас убедимся еще раз.  На этот раз речь  пойдет  о
тех  немногих страницах "Капитала" где Маркс выносит окончательный при-
говор капитализму.
   Эволюция капитализма,  по Марксу, выглядит следующим образом. Первый
период  - период первоначального накопления в течение которого происхо-
дит отделение обособленного работника - мелкого собственника -  от  его
средств  производства  и  превращение его в результате этого в наемного
работника. Этот процесс Маркс изображает просто как грабеж среди белого
дня:

   "Экспроприация непосредственных производителей совершается  с  самым
беспощадным  вандализмом  и под давлением самых подлых,  самых грязных,
самых мелочных и самых бешеных страстей. (10.23.771-772)"

   Маркс, как мы знаем, материалист. Это значит, что корни всех общест-
венных явлений он должен искать в сфере объективных материальных  отно-
шений,  иначе говоря,  любое социальное явление он должен рассматривать
прежде всего с его экономической стороны.  Действительно,  он  к  этому
стремится и во многих вопросах пытается следовать этому принципу. Одна-
ко, кое-где  он от него отступает.  Например,  в только что приведенной
цитате. Столь глобальное явление как процесс первоначального накопления
совершается  "под  давлением  самых  подлых,  самых  грязных..." и т.д.
страстей. Ничего иного и большего Маркс здесь не видит. То есть он, ко-
нечно,  понимает  и не отрицает,  что страсти сами по себе еще мало что
значат,  что одного их давления недостаточно что-бы что-то  изменить  в
истории человечества...но зато какая сила заключена в его словах, какое
нравственное негодование по поводу  темного  прошлого  капитала!  Маркс
слегка отступает от теоретической точки зрения,  на мгновение превраща-
ется в обличителя, но этот огрех вполне искупается тем, что несколькими
энергичными  фразами  он  покоряет если не голову,  то сердце читателя;
последний нравственно подготавливается к тому,  что капитализм,  - этот
плод дурных страстей,  явившийся на свет при столь сомнительных обстоя-
тельствах, -  неминуемо  рухнет.  У  читателя  возникает  даже  как  бы
нравственная  потребность  в том,  чтоб сие исчадие ада испустило дух и
уступило место более прогрессивному  и  справедливому  обществу.  После
этого не сокрушить капитализм хотя бы на словах - значит оскандалиться,
не оправдав благородных надежд читающей публики.
   После того, как капиталистические отношения сформировались, экспроп-
риация продолжается,  но это уже экспроприация не мелких производителей
(ремесленников, крестьянства), но мелких капиталистов. "Один капиталист
побивает многих капиталистов.  (10.23.772)" Тем самым  средства  произ-
водства концентрируются в руках немногих "магнатов капитала" и вместе с
тем:

   "возрастает масса нищеты, угнетения, рабства, вырождения, эксплуата-
ции,  но... растет и возмущение рабочего класса, который постоянно уве-
личивается в своей численности... Монополия капитала становится оковами
того  способа  производства,  который  вырос  при  ней   и   под   ней.
(10.23.772-773)"

   Читатель чувствует,  что нить натянулась до предела и должна вот-вот
лопнуть. Диалектика Маркса не заставляет себя ждать:

   "Централизация средств производства и обобществление труда достигают
того пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической
оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической частной собствен-
ности. Экспроприаторов экспроприируют. (10.23.773)"

   Далее следует резюме описанного процесса капиталистического накопле-
ния.  Экспроприация  отдельных  мелких производителей - будущих наемных
рабочих - это первое отрицание. Экспроприация экспроприаторов, т.е. ка-
питалистов - это второе отрицание, или отрицание отрицания.

   "Оно восстанавливает  не  частную  собственность,  а  индивидуальную
собственность на основе достижений капиталистической эры: на основе ко-
операции  и  общего  владения  землей  и  произведенными  самим  трудом
средствами производства. (10.23.773)"

   Итак, капитализм побит.  Первоначальное накопление -  это,  дескать,
первое отрицание,  пролетарская революция - второе отрицание, а резуль-
татом этого фокуснического приема,  то бишь второго отрицания, оказыва-
ется коммунизм.  При этом Маркс возмутительно скуп на комментарии.  Что
такое эта "индивидуальная собственность на  основе  достижений  капита-
листической эры"? Это не праздный вопрос. Речь идет о коммунизме, о бу-
дущем человечества.  Но об этом не только  в  "Капитале",  но  во  всей
марксистской литературе мы не находим никаких разъяснений, кроме пошло-
го фантазирования.  Это, говорят, самая прекрасная и чистая мечта чело-
вечества. Нет,  это  -  фантазии профана,  который в неопределенности и
бессодержательности своих мыслей видит признак их особой возвышенности.
   Но разберемся с диалектическим приемом,  которым орудует Маркс. Пер-
вое отрицание,  говорит он, - это экспроприация трудящихся, которые яв-
ляются собственниками своих средств производства.  Допустим.  Что здесь
отрицается?  Частная  собственность трудящихся;  последние либо разоря-
ются,  либо силой лишаются своей собственности  (предположим,  в  угоду
Марксу,  что только в этом состоит процесс первоначального накопления).
Но что утверждается посредством этого отрицания?  Частная собственность
капиталистов;  последние монополизируют средства производства.  Далее -
второе отрицание.  Что отрицает второе отрицание? Частную собственность
капиталистов. Что оно утверждает? Частную собственность трудящихся, ко-
торые теперь выступают как наемные рабочие.  Если первое отрицание есть
отрицание частной собственности трудящихся,  то отрицание этого отрица-
ния есть УТВЕРЖДЕНИЕ частной собственности  трудящихся  классов.  Итак,
результатом второго отрицания является не коммунизм, не загадочная "ин-
дивидуальная собственность на основе достижений капиталистической эры",
но  вполне  прозаическая  и всем известная вещь - частная собственность
наемного рабочего.  Маркс несколько неловко применил формулу  Гегеля  в
результате  вместо определенного научного понятия пришел к "прекрасной"
и "возвышенной" фантазии.  Ошибочка вышла,  как говорили  герои  Досто-
евского.
   Но что представляет из себя частная собственность наемного рабочего?
Для того,  чтоб понять это посмотрим что из себя  представляла  частная
собственность  отдельного  трудящегося  (ремесленника,  крестьянина)  -
жертвы первоначального накопления.  Его собственность состояла в  конк-
ретных, материально существующих вещах; он был, например, собственником
обрабатываемого им клочка земли,  инвентаря, инструментов, своего жилья
и т.д.  Его собственность - это, прежде всего, конкретные вещи. Однако,
свой экономический путь в качестве  наемного  рабочего,  индивидуальный
производитель начинает с того,  что тем или иным образом УТРАЧИВАЕТ все
эти,  (или,  по крайней мере,  многие из них)  вещи,  составлявшие  его
собственность.  Его собственность,  следовательно,  утрачивает свой те-
лесный характер,  свое материальное содержание.  Что же остается? Оста-
ется  собственность как чисто идеальное ОБЩЕСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ;  иначе:
остается ПРАВО собственности. Следовательно, в результате второго отри-
цания  частной  собственности мы получаем не просто утверждение частной
собственности наемного рабочего, мы получаем нечто большее: сам принцип
частной собственности приобретает совершенно новый характер. Первое от-
рицание дает нам утверждение частной собственности КАПИТАЛИСТА,  второе
отрицание  дает  утверждение  частной  собственности наемного РАБОЧЕГО,
следовательно в  целом  и  в  результате  перед  нами  уже  не  частная
собственность  рабочего  или капиталиста,  но частная собственность как
всеобщий универсальный принцип;  это - не вещи,  принадлежащие тому или
иному  общественному классу,  это - ПРИНЦИП ОБЩЕСТВЕННОГО БЫТИЯ.  Иначе
говоря, мы  получаем  частную  собственность  уже не как чисто экономи-
ческий,  но так же и как ПРАВОВОЙ принцип.  Тем самым мы покидаем сферу
экономических отношений и вступаем в сферу ПРАВА материальным выражени-
ем и осуществлением которого является ГОСУДАРСТВО.
   Таким образом, действительным результатом эволюции капиталистическо-
го общества является не всеобщий крах,  не мировая революция, не дикта-
тура пролетариата,  но ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО. Такова действительная диа-
лектика капиталистических отношений.


   Мы говорили выше, что бытие двух общественных классов капиталистов и
наемных рабочих есть КЛАССОВАЯ БОРЬБА. Как на этой основе могут возник-
нуть ГОСУДАРСТВО и ПРАВО? Не окажется ли неизбежно в условиях классовой
борьбы любое право - правом сильного, а государство - лишь инструментом
насилия? Не явится ли вся юриспруденция лишь лицемерным прикрытием это-
го насилия? Для того, чтоб правильно ответить на эти вопросы необходимо
уяснить главное, именно, что само капиталистическое производство содер-
жит в себе нечто такое, что соединяет и объединяет классы и что, следо-
вательно, может явиться материальной основой государства именно как об-
щественного, а не классового института.
   Еще Маркс и Энгельс в "Манифесте коммунистической партии"  указывают
на то обстоятельство,  что труд и капитал необходимы друг для друга и в
самом ходе своих взаимоотношений воспроизводят друг друга.  Однако в их
понимании  капитал воспроизводит труд как своего могильщика или как па-
лач "воспроизводит" жертву. То есть необходимость труда и капитала име-
ет в их понимании чисто отрицательный характер: они необходимы друг для
друга но,  в тоже время,  исключают друг друга: капитал может существо-
вать ТОЛЬКО за счет труда,  рабочий может восстать из социального небы-
тия, только разбив "цепи капиталистического рабства". Но тогда как объ-
яснить,  что труд и капитал вообще сосуществуют?  Как объяснить хотя бы
один мирный день в истории общества?  Как объяснить само  существование
общества?  Что заставляет жертв и их палачей жить бок о бок? Что соеди-
няет их вместе?  Как может существовать ОБЩЕСТВО людей,  между которыми
отсутствует что-либо ОБЩЕЕ?  Может быть единственной силой, соединяющей
людей  в  общество является насилие?  Например,  при помощи государства
один общественный класс держит в повиновении другой.  Так  и  объясняют
сущность общественных отношений коммунисты. Однако ясно само собой, что
сначала должно появиться ОБЩЕСТВО и только после этого может  появиться
какая бы то ни было ОБЩЕСТВЕННАЯ СИЛА,  например,  сила государственной
власти. Невозможно представить каким  образом  насилие  в  ОБЩЕСТВЕННЫХ
МАСШТАБАХ может появиться РАНЬШЕ общества и стать основой этого общест-
ва?  То,  что люди собираются вместе невозможно объяснить  воздействием
какой-то  только лишь ВНЕШНЕЙ СИЛЫ потому,  что эта сила сама должна на
что-то опираться и само ее существование предполагает наличие  каких-то
УЖЕ  существующих общественных институтов.  Следовательно,  общество не
может существовать,  не может даже возникнуть если отсутствует  опреде-
ленная  внутренняя  заинтересованность  индивидов  в его существовании.
(*50)
   Следовательно, между трудом и капиталом должна существовать не толь-
ко отрицательная,  но и положительная связь.  Труд и капитал необходимы
друг для друга и воспроизводят друг друга не только в отрицательном, но
и в положительном смысле.  Иначе говоря, труд и капитал должны быть по-
ложительно заинтересованы в существовании друг друга.
   Однако, первоначально эта заинтересованность имеет характер  так  же
лишь  внешней  необходимости.  Труд и капитал необходимы друг для друга
прежде всего материально, технически. Средства производства могут функ-
ционировать  только совместно с трудом,  с другой стороны,  труд стано-
вится производительным только будучи соединенным со  средствами  произ-
водства. Однако  это техническое взаимодействие по прежнему воспринима-
ется как трудом, так и капиталом лишь как необходимое зло. Капиталист с
удовольствием  бы  уволил  всех своих рабочих и заменил бы их машинами,
если бы это было возможно.  С другой стороны и рабочие воспринимают ка-
питалиста  как  нахлебника,  отнимающего  у них часть производимого ими
продукта.
   Но существует еще одна точка, соединяющая труд и капитал более проч-
ной и глубокой связью чем только лишь их техническая необходимость друг
для друга.  Речь идет о повышении производительности труда, т.е. увели-
чении количества производимого продукта при неизменных трудовых  затра-
тах.  Предположим, что за рабочий день производится 100 ед. продукта 10
из которых составляют заработную плату рабочего. Предположим, что в ре-
зультате  внедрения  улучшенных методов производства производительность
труда повышается. Поскольку увеличение количества производимого продук-
та  происходит НЕ ЗА СЧЕТ дополнительных затрат труда,  то ДЛЯ РАБОЧЕГО
это повышение всегда будет лишь ВНЕШНИМ ФАКТОМ.  Это означает, что СНА-
ЧАЛА произойдет увеличение количества производимого продукта,  и только
ВСЛЕД ЗА ЭТИМ рабочий может  потребовать  увеличения  своей  заработной
платы.  Иначе  говоря,  рост  заработной платы будет отставать от роста
производительности труда. Следовательно, несмотря на то, что при увели-
чении  производительности  труда стоимость продукта,  согласно трудовой
теории стоимости,  остается неизменной,  тем не менее появляется приба-
вочная стоимость, иначе говоря, доля прибыли в общей стоимости продукта
увеличивается,  а доля труда - уменьшается. Но доля труда в натуральном
выражении, или реальная заработная плата - также увеличивается. В самом
деле, предположим, что в результате увеличения производительности труда
количество производимого продукта увеличилось со 100 до 500 ед.,  а за-
работная плата - с 10 до 25 ед.  При этом стоимость  500  ед.  продукта
осталась неизменной и равной стоимости прежних 100 ед.  В первом случае
рабочий получал десятую долю произведенного продукта и, соответственно,
его стоимости,  во втором - лишь двадцатую долю.  Следовательно,  номи-
нальная его заработная плата уменьшилась в два раза,  но реальная  воз-
росла с 10 до 25 ед., т.е. в 2,5 раза. Доля капиталиста увеличилась как
натуральном,  так и - что для него единственно существенно, - стоимост-
ном выражениях.
   Но главное здесь состоит в том, что с ростом производительности тру-
да открывается положительная возможность повышения уровня жизни рабоче-
го.  В том случае,  если заработная плата может возрасти только ЗА СЧЕТ
прибыли капиталиста, если один общественный класс может что-то получить
только за счет другого, мы имеем перед собой межклассовое противоречие,
которое  может быть разрешено только посредством насилия в той или иной
его форме. Но если заработная плата может повышаться одновременно с по-
вышением  прибыли  появляется общая основа социального бытия.  О мире и
согласии здесь еще может быть нет и речи, но наличие определенной МАТЕ-
РИАЛЬНОЙ ВОЗМОЖНОСТИ того и другого бесспорно.
   Предположим, далее,  что в результате  внедрения  улучшенных  орудий
труда  произошло  не  увеличение количества производимой продукции,  но
улучшение ее качества. В этом случае количество продукта остается неиз-
менным,  но его стоимость увеличивается в силу увеличения его  ПОТРЕБИ-
ТЕЛЬНОЙ стоимости.  Предположим,  что в течение дня производилась стои-
мость в размере 100 руб., 10 из которых составляли заработную плату ра-
бочего. Если улучшение качества продукции произойдет НЕ ЗА СЧЕТ повыше-
ния квалификации рабочих,  а за счет внедрения более совершенных машин,
то  СНАЧАЛА возрастет стоимость производимой продукции за счет увеличе-
ния ее потребительной стоимости, и только ПОСЛЕ ЭТОГО возможен рост за-
работной платы.  Но если доля рабочего в стоимости продукта уменьшается
(что неизбежно, если его номинальная заработная плата остается неизмен-
ной  при  возрастании  общей стоимости продукта),  то он,  естественно,
предпримет все усилия к тому,  чтоб воспрепятствовать этому уменьшению.
В результате его номинальная заработная плата будет так же  возрастать,
но медленнее,  чем происходит рост стоимости производимого продукта. Но
если количество производимого продукта остается неизменным, то какое-бы
то  ни было увеличение номинальной заработной платы означает абсолютное
увеличение доли рабочего в произведенном продукте.  То есть  заработная
плата  возрастает  не только номинально,  но и в натуральном выражении.
Доля капиталиста, в свою очередь, уменьшается в натуральном и возраста-
ет в стоимостном выражениях.  И здесь,  следовательно,  мы обнаруживаем
возможность появления чего-то ОБЩЕГО в отношениях между рабочим и капи-
талистом.
   Таким образом,  даже если все изменения, приводящие к повышению про-
изводительности труда происходят только на стороне капитала,  положение
рабочих в самом худшем случае не изменится,  но в любом случае появится
возможность и тенденция к его улучшению.
   Если же мы предположим некоторую промежуточную ситуацию когда в  ре-
зультате  внедрения  улучшенных орудий труда и приемов производства,  а
также повышения квалификации рабочих,  происходит И  возрастание  коли-
чества производимого продукта И увеличение его качества,  то, очевидно,
что как заработная плата, так и прибыль капиталиста ВОЗРАСТУТ как в на-
туральном, так и в стоимостном выражениях,  т.е. результат будет так же
промежуточным по отношению к крайним случаям, разобранным выше. Но, ко-
нечно,  темпы  роста заработной платы и прибыли относительно друг друга
могут быть при этом самыми различными.
   И, наконец,  последний  случай,  когда заработная плата представляет
собой не просто такое-то количество произведенного продукта в натураль-
ном  или  стоимостном выражении,  но является определенной и ПОСТОЯННОЙ
ЧАСТЬЮ этого продукта (принцип участия в прибылях).  Например,  рабочие
получают  одну  десятую  продукта независимо от того как изменяются его
количество и качество.  В этом случае при увеличении производительности
труда  доход  рабочих (а заработная плата в этом случае получает именно
характер дохода) и капиталистов будет увеличиваться  за  счет  успешной
конкуренции, экономии материальных и трудовых ресурсов и т.п., т.е. до-
ход тех и других может быть различным по величине,  но  качественно  он
однороден,  ибо участвуя в прибылях предприятия, рабочие тем самым ста-
новятся "отчасти" капиталистами.  Здесь  уже  появляется  положительное
тождество интересов труда и капитала.  Впрочем, этот случай мало актуа-
лен.
   Итак, мы видим,  что с какой бы стороны мы не подошли к вопросу, что
бы мы не понимали под стоимостью продукта,  возрастание  производитель-
ности  труда роковым образом повышает уровень жизни как рабочих,  так и
капиталистов.  Правда,  это повышение жизненного уровня  рабочих  может
произойти лишь в долговременной тенденции;  правда оно НИКОГДА не прои-
зойдет само собой, рабочие должны, если угодно, вырвать его у капитала;
более  того,  непосредственным  следствием повышения производительности
труда, например, в результате внедрения новых машин, может быть не улу-
чшение жизненного уровня рабочих,  но положительное и серьезное его па-
дение (по причине усиления конкуренции между рабочими и проч.).  Но  из
всего  этого  следует  лишь то,  что всякая материальная возможность не
осуществляется сама собой,  но ЕЩЕ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕАЛИЗОВАНА,  и что  эта
реализация требует известных затрат,  жертв и времени и все эти затраты
должны произвести вполне конкретные люди;  что,  следовательно,  всякий
шаг  вперед  на  пути к социальной справедливости и прогрессу дается не
иначе как потом и кровью... Кого винить в этом?
   Но если  в повышении производительности труда одинаково и объективно
заинтересованы как рабочий, так и капиталист, то невозможно, чтобы этот
объективный  факт  рано  или  поздно  не был осознан и не стал так же и
субъективным фактом,  т.е.  внутренним мотивом,  определяющим отношения
между  рабочим  и капиталистом.  Собственно даже и само осознание этого
факта не является делом личной проницательности того и другого,  но не-
обходимость  его диктуется объективной необходимостью все того же повы-
шения производительности труда, объективными интересами того и другого.
Чем  раньше  и  лучше рабочий и капиталист осознают свои действительные
интересы и цели тем полнее они осуществят их.  Это как раз тот  случай,
когда умнеет даже глупец, когда сама жизнь, самые настоятельные потреб-
ности и интересы людей заставляют их здраво смотреть на вещи.
   Но если выясняется, что в росте производительности труда заинтересо-
ваны как рабочий,  так и капиталист, то тем самым непосредственно обна-
руживается и более существенный факт - что они вообще в процессе произ-
водства имеют одну и ту же цель -  СОХРАНЕНИЕ  и  НАКОПЛЕНИЕ  СОБСТВЕН-
НОСТИ.  Они поэтому не только материально необходимы друг для друга, но
и их внутренние интересы объективно тождественны. Рабочий заинтересован
в повышении производительности капитала и наоборот. Следовательно, чтоб
обеспечить СВОЮ собственность  необходимо  обеспечить  ЧУЖУЮ  собствен-
ность.  ЧУЖАЯ собственность,  следовательно,  становится гарантом СВОЕЙ
собственности; интересы собственников, следовательно, ТОЖДЕСТВЕННЫ. Это
тождество  получает окончательное выражение в признании ПРАВА СОБСТВЕН-
НОСТИ рабочего - на рабочую силу,  капиталиста  -  на  средства  произ-
водства.  Таким  образом собственность рабочего и собственность капита-
листа в техническом,  материальном  существовании  противоположны  друг
другу,  но  то и другое суть СОБСТВЕННОСТЬ,  идеально они тождественны.
Это их тождество остается только идеальным до  тех  пор,  пока  оно  не
осознано и не признано. Как только это произошло между трудом и капита-
лом появляется третий фактор,  объективно выражающий  их  субъективное,
т.е.  внутреннее тождество - ГОСУДАРСТВО И ПРАВО. Экономические отноше-
ния, классовая борьба, получают форму ПРАВОВЫХ отношений, заключаются в
РАМКИ этих отношений.


Hosted by uCoz