А.УСОВ (640026, г.Курган, а/я 2540; или usoff@narod.ru) Главная страница:www.usoff.narod.ru КРИТИКА "КАПИТАЛА" МАРКСА статья пятая КОММУНИЗМ ИЛИ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО? Оригинальная черта Маркса как мыслителя состоит в том, что все его теоретическое построение оказывается наиболее слабым и уязвимым как раз в наиболее ответственных и принципиальных пунктах. В этом мы уже не раз убеждались выше и сейчас убедимся еще раз. На этот раз речь пойдет о тех немногих страницах "Капитала" где Маркс выносит окончательный при- говор капитализму. Эволюция капитализма, по Марксу, выглядит следующим образом. Первый период - период первоначального накопления в течение которого происхо- дит отделение обособленного работника - мелкого собственника - от его средств производства и превращение его в результате этого в наемного работника. Этот процесс Маркс изображает просто как грабеж среди белого дня: "Экспроприация непосредственных производителей совершается с самым беспощадным вандализмом и под давлением самых подлых, самых грязных, самых мелочных и самых бешеных страстей. (10.23.771-772)" Маркс, как мы знаем, материалист. Это значит, что корни всех общест- венных явлений он должен искать в сфере объективных материальных отно- шений, иначе говоря, любое социальное явление он должен рассматривать прежде всего с его экономической стороны. Действительно, он к этому стремится и во многих вопросах пытается следовать этому принципу. Одна- ко, кое-где он от него отступает. Например, в только что приведенной цитате. Столь глобальное явление как процесс первоначального накопления совершается "под давлением самых подлых, самых грязных..." и т.д. страстей. Ничего иного и большего Маркс здесь не видит. То есть он, ко- нечно, понимает и не отрицает, что страсти сами по себе еще мало что значат, что одного их давления недостаточно что-бы что-то изменить в истории человечества...но зато какая сила заключена в его словах, какое нравственное негодование по поводу темного прошлого капитала! Маркс слегка отступает от теоретической точки зрения, на мгновение превраща- ется в обличителя, но этот огрех вполне искупается тем, что несколькими энергичными фразами он покоряет если не голову, то сердце читателя; последний нравственно подготавливается к тому, что капитализм, - этот плод дурных страстей, явившийся на свет при столь сомнительных обстоя- тельствах, - неминуемо рухнет. У читателя возникает даже как бы нравственная потребность в том, чтоб сие исчадие ада испустило дух и уступило место более прогрессивному и справедливому обществу. После этого не сокрушить капитализм хотя бы на словах - значит оскандалиться, не оправдав благородных надежд читающей публики. После того, как капиталистические отношения сформировались, экспроп- риация продолжается, но это уже экспроприация не мелких производителей (ремесленников, крестьянства), но мелких капиталистов. "Один капиталист побивает многих капиталистов. (10.23.772)" Тем самым средства произ- водства концентрируются в руках немногих "магнатов капитала" и вместе с тем: "возрастает масса нищеты, угнетения, рабства, вырождения, эксплуата- ции, но... растет и возмущение рабочего класса, который постоянно уве- личивается в своей численности... Монополия капитала становится оковами того способа производства, который вырос при ней и под ней. (10.23.772-773)" Читатель чувствует, что нить натянулась до предела и должна вот-вот лопнуть. Диалектика Маркса не заставляет себя ждать: "Централизация средств производства и обобществление труда достигают того пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической частной собствен- ности. Экспроприаторов экспроприируют. (10.23.773)" Далее следует резюме описанного процесса капиталистического накопле- ния. Экспроприация отдельных мелких производителей - будущих наемных рабочих - это первое отрицание. Экспроприация экспроприаторов, т.е. ка- питалистов - это второе отрицание, или отрицание отрицания. "Оно восстанавливает не частную собственность, а индивидуальную собственность на основе достижений капиталистической эры: на основе ко- операции и общего владения землей и произведенными самим трудом средствами производства. (10.23.773)" Итак, капитализм побит. Первоначальное накопление - это, дескать, первое отрицание, пролетарская революция - второе отрицание, а резуль- татом этого фокуснического приема, то бишь второго отрицания, оказыва- ется коммунизм. При этом Маркс возмутительно скуп на комментарии. Что такое эта "индивидуальная собственность на основе достижений капита- листической эры"? Это не праздный вопрос. Речь идет о коммунизме, о бу- дущем человечества. Но об этом не только в "Капитале", но во всей марксистской литературе мы не находим никаких разъяснений, кроме пошло- го фантазирования. Это, говорят, самая прекрасная и чистая мечта чело- вечества. Нет, это - фантазии профана, который в неопределенности и бессодержательности своих мыслей видит признак их особой возвышенности. Но разберемся с диалектическим приемом, которым орудует Маркс. Пер- вое отрицание, говорит он, - это экспроприация трудящихся, которые яв- ляются собственниками своих средств производства. Допустим. Что здесь отрицается? Частная собственность трудящихся; последние либо разоря- ются, либо силой лишаются своей собственности (предположим, в угоду Марксу, что только в этом состоит процесс первоначального накопления). Но что утверждается посредством этого отрицания? Частная собственность капиталистов; последние монополизируют средства производства. Далее - второе отрицание. Что отрицает второе отрицание? Частную собственность капиталистов. Что оно утверждает? Частную собственность трудящихся, ко- торые теперь выступают как наемные рабочие. Если первое отрицание есть отрицание частной собственности трудящихся, то отрицание этого отрица- ния есть УТВЕРЖДЕНИЕ частной собственности трудящихся классов. Итак, результатом второго отрицания является не коммунизм, не загадочная "ин- дивидуальная собственность на основе достижений капиталистической эры", но вполне прозаическая и всем известная вещь - частная собственность наемного рабочего. Маркс несколько неловко применил формулу Гегеля в результате вместо определенного научного понятия пришел к "прекрасной" и "возвышенной" фантазии. Ошибочка вышла, как говорили герои Досто- евского. Но что представляет из себя частная собственность наемного рабочего? Для того, чтоб понять это посмотрим что из себя представляла частная собственность отдельного трудящегося (ремесленника, крестьянина) - жертвы первоначального накопления. Его собственность состояла в конк- ретных, материально существующих вещах; он был, например, собственником обрабатываемого им клочка земли, инвентаря, инструментов, своего жилья и т.д. Его собственность - это, прежде всего, конкретные вещи. Однако, свой экономический путь в качестве наемного рабочего, индивидуальный производитель начинает с того, что тем или иным образом УТРАЧИВАЕТ все эти, (или, по крайней мере, многие из них) вещи, составлявшие его собственность. Его собственность, следовательно, утрачивает свой те- лесный характер, свое материальное содержание. Что же остается? Оста- ется собственность как чисто идеальное ОБЩЕСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ; иначе: остается ПРАВО собственности. Следовательно, в результате второго отри- цания частной собственности мы получаем не просто утверждение частной собственности наемного рабочего, мы получаем нечто большее: сам принцип частной собственности приобретает совершенно новый характер. Первое от- рицание дает нам утверждение частной собственности КАПИТАЛИСТА, второе отрицание дает утверждение частной собственности наемного РАБОЧЕГО, следовательно в целом и в результате перед нами уже не частная собственность рабочего или капиталиста, но частная собственность как всеобщий универсальный принцип; это - не вещи, принадлежащие тому или иному общественному классу, это - ПРИНЦИП ОБЩЕСТВЕННОГО БЫТИЯ. Иначе говоря, мы получаем частную собственность уже не как чисто экономи- ческий, но так же и как ПРАВОВОЙ принцип. Тем самым мы покидаем сферу экономических отношений и вступаем в сферу ПРАВА материальным выражени- ем и осуществлением которого является ГОСУДАРСТВО. Таким образом, действительным результатом эволюции капиталистическо- го общества является не всеобщий крах, не мировая революция, не дикта- тура пролетариата, но ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО. Такова действительная диа- лектика капиталистических отношений. Мы говорили выше, что бытие двух общественных классов капиталистов и наемных рабочих есть КЛАССОВАЯ БОРЬБА. Как на этой основе могут возник- нуть ГОСУДАРСТВО и ПРАВО? Не окажется ли неизбежно в условиях классовой борьбы любое право - правом сильного, а государство - лишь инструментом насилия? Не явится ли вся юриспруденция лишь лицемерным прикрытием это- го насилия? Для того, чтоб правильно ответить на эти вопросы необходимо уяснить главное, именно, что само капиталистическое производство содер- жит в себе нечто такое, что соединяет и объединяет классы и что, следо- вательно, может явиться материальной основой государства именно как об- щественного, а не классового института. Еще Маркс и Энгельс в "Манифесте коммунистической партии" указывают на то обстоятельство, что труд и капитал необходимы друг для друга и в самом ходе своих взаимоотношений воспроизводят друг друга. Однако в их понимании капитал воспроизводит труд как своего могильщика или как па- лач "воспроизводит" жертву. То есть необходимость труда и капитала име- ет в их понимании чисто отрицательный характер: они необходимы друг для друга но, в тоже время, исключают друг друга: капитал может существо- вать ТОЛЬКО за счет труда, рабочий может восстать из социального небы- тия, только разбив "цепи капиталистического рабства". Но тогда как объ- яснить, что труд и капитал вообще сосуществуют? Как объяснить хотя бы один мирный день в истории общества? Как объяснить само существование общества? Что заставляет жертв и их палачей жить бок о бок? Что соеди- няет их вместе? Как может существовать ОБЩЕСТВО людей, между которыми отсутствует что-либо ОБЩЕЕ? Может быть единственной силой, соединяющей людей в общество является насилие? Например, при помощи государства один общественный класс держит в повиновении другой. Так и объясняют сущность общественных отношений коммунисты. Однако ясно само собой, что сначала должно появиться ОБЩЕСТВО и только после этого может появиться какая бы то ни было ОБЩЕСТВЕННАЯ СИЛА, например, сила государственной власти. Невозможно представить каким образом насилие в ОБЩЕСТВЕННЫХ МАСШТАБАХ может появиться РАНЬШЕ общества и стать основой этого общест- ва? То, что люди собираются вместе невозможно объяснить воздействием какой-то только лишь ВНЕШНЕЙ СИЛЫ потому, что эта сила сама должна на что-то опираться и само ее существование предполагает наличие каких-то УЖЕ существующих общественных институтов. Следовательно, общество не может существовать, не может даже возникнуть если отсутствует опреде- ленная внутренняя заинтересованность индивидов в его существовании. (*50) Следовательно, между трудом и капиталом должна существовать не толь- ко отрицательная, но и положительная связь. Труд и капитал необходимы друг для друга и воспроизводят друг друга не только в отрицательном, но и в положительном смысле. Иначе говоря, труд и капитал должны быть по- ложительно заинтересованы в существовании друг друга. Однако, первоначально эта заинтересованность имеет характер так же лишь внешней необходимости. Труд и капитал необходимы друг для друга прежде всего материально, технически. Средства производства могут функ- ционировать только совместно с трудом, с другой стороны, труд стано- вится производительным только будучи соединенным со средствами произ- водства. Однако это техническое взаимодействие по прежнему воспринима- ется как трудом, так и капиталом лишь как необходимое зло. Капиталист с удовольствием бы уволил всех своих рабочих и заменил бы их машинами, если бы это было возможно. С другой стороны и рабочие воспринимают ка- питалиста как нахлебника, отнимающего у них часть производимого ими продукта. Но существует еще одна точка, соединяющая труд и капитал более проч- ной и глубокой связью чем только лишь их техническая необходимость друг для друга. Речь идет о повышении производительности труда, т.е. увели- чении количества производимого продукта при неизменных трудовых затра- тах. Предположим, что за рабочий день производится 100 ед. продукта 10 из которых составляют заработную плату рабочего. Предположим, что в ре- зультате внедрения улучшенных методов производства производительность труда повышается. Поскольку увеличение количества производимого продук- та происходит НЕ ЗА СЧЕТ дополнительных затрат труда, то ДЛЯ РАБОЧЕГО это повышение всегда будет лишь ВНЕШНИМ ФАКТОМ. Это означает, что СНА- ЧАЛА произойдет увеличение количества производимого продукта, и только ВСЛЕД ЗА ЭТИМ рабочий может потребовать увеличения своей заработной платы. Иначе говоря, рост заработной платы будет отставать от роста производительности труда. Следовательно, несмотря на то, что при увели- чении производительности труда стоимость продукта, согласно трудовой теории стоимости, остается неизменной, тем не менее появляется приба- вочная стоимость, иначе говоря, доля прибыли в общей стоимости продукта увеличивается, а доля труда - уменьшается. Но доля труда в натуральном выражении, или реальная заработная плата - также увеличивается. В самом деле, предположим, что в результате увеличения производительности труда количество производимого продукта увеличилось со 100 до 500 ед., а за- работная плата - с 10 до 25 ед. При этом стоимость 500 ед. продукта осталась неизменной и равной стоимости прежних 100 ед. В первом случае рабочий получал десятую долю произведенного продукта и, соответственно, его стоимости, во втором - лишь двадцатую долю. Следовательно, номи- нальная его заработная плата уменьшилась в два раза, но реальная воз- росла с 10 до 25 ед., т.е. в 2,5 раза. Доля капиталиста увеличилась как натуральном, так и - что для него единственно существенно, - стоимост- ном выражениях. Но главное здесь состоит в том, что с ростом производительности тру- да открывается положительная возможность повышения уровня жизни рабоче- го. В том случае, если заработная плата может возрасти только ЗА СЧЕТ прибыли капиталиста, если один общественный класс может что-то получить только за счет другого, мы имеем перед собой межклассовое противоречие, которое может быть разрешено только посредством насилия в той или иной его форме. Но если заработная плата может повышаться одновременно с по- вышением прибыли появляется общая основа социального бытия. О мире и согласии здесь еще может быть нет и речи, но наличие определенной МАТЕ- РИАЛЬНОЙ ВОЗМОЖНОСТИ того и другого бесспорно. Предположим, далее, что в результате внедрения улучшенных орудий труда произошло не увеличение количества производимой продукции, но улучшение ее качества. В этом случае количество продукта остается неиз- менным, но его стоимость увеличивается в силу увеличения его ПОТРЕБИ- ТЕЛЬНОЙ стоимости. Предположим, что в течение дня производилась стои- мость в размере 100 руб., 10 из которых составляли заработную плату ра- бочего. Если улучшение качества продукции произойдет НЕ ЗА СЧЕТ повыше- ния квалификации рабочих, а за счет внедрения более совершенных машин, то СНАЧАЛА возрастет стоимость производимой продукции за счет увеличе- ния ее потребительной стоимости, и только ПОСЛЕ ЭТОГО возможен рост за- работной платы. Но если доля рабочего в стоимости продукта уменьшается (что неизбежно, если его номинальная заработная плата остается неизмен- ной при возрастании общей стоимости продукта), то он, естественно, предпримет все усилия к тому, чтоб воспрепятствовать этому уменьшению. В результате его номинальная заработная плата будет так же возрастать, но медленнее, чем происходит рост стоимости производимого продукта. Но если количество производимого продукта остается неизменным, то какое-бы то ни было увеличение номинальной заработной платы означает абсолютное увеличение доли рабочего в произведенном продукте. То есть заработная плата возрастает не только номинально, но и в натуральном выражении. Доля капиталиста, в свою очередь, уменьшается в натуральном и возраста- ет в стоимостном выражениях. И здесь, следовательно, мы обнаруживаем возможность появления чего-то ОБЩЕГО в отношениях между рабочим и капи- талистом. Таким образом, даже если все изменения, приводящие к повышению про- изводительности труда происходят только на стороне капитала, положение рабочих в самом худшем случае не изменится, но в любом случае появится возможность и тенденция к его улучшению. Если же мы предположим некоторую промежуточную ситуацию когда в ре- зультате внедрения улучшенных орудий труда и приемов производства, а также повышения квалификации рабочих, происходит И возрастание коли- чества производимого продукта И увеличение его качества, то, очевидно, что как заработная плата, так и прибыль капиталиста ВОЗРАСТУТ как в на- туральном, так и в стоимостном выражениях, т.е. результат будет так же промежуточным по отношению к крайним случаям, разобранным выше. Но, ко- нечно, темпы роста заработной платы и прибыли относительно друг друга могут быть при этом самыми различными. И, наконец, последний случай, когда заработная плата представляет собой не просто такое-то количество произведенного продукта в натураль- ном или стоимостном выражении, но является определенной и ПОСТОЯННОЙ ЧАСТЬЮ этого продукта (принцип участия в прибылях). Например, рабочие получают одну десятую продукта независимо от того как изменяются его количество и качество. В этом случае при увеличении производительности труда доход рабочих (а заработная плата в этом случае получает именно характер дохода) и капиталистов будет увеличиваться за счет успешной конкуренции, экономии материальных и трудовых ресурсов и т.п., т.е. до- ход тех и других может быть различным по величине, но качественно он однороден, ибо участвуя в прибылях предприятия, рабочие тем самым ста- новятся "отчасти" капиталистами. Здесь уже появляется положительное тождество интересов труда и капитала. Впрочем, этот случай мало актуа- лен. Итак, мы видим, что с какой бы стороны мы не подошли к вопросу, что бы мы не понимали под стоимостью продукта, возрастание производитель- ности труда роковым образом повышает уровень жизни как рабочих, так и капиталистов. Правда, это повышение жизненного уровня рабочих может произойти лишь в долговременной тенденции; правда оно НИКОГДА не прои- зойдет само собой, рабочие должны, если угодно, вырвать его у капитала; более того, непосредственным следствием повышения производительности труда, например, в результате внедрения новых машин, может быть не улу- чшение жизненного уровня рабочих, но положительное и серьезное его па- дение (по причине усиления конкуренции между рабочими и проч.). Но из всего этого следует лишь то, что всякая материальная возможность не осуществляется сама собой, но ЕЩЕ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕАЛИЗОВАНА, и что эта реализация требует известных затрат, жертв и времени и все эти затраты должны произвести вполне конкретные люди; что, следовательно, всякий шаг вперед на пути к социальной справедливости и прогрессу дается не иначе как потом и кровью... Кого винить в этом? Но если в повышении производительности труда одинаково и объективно заинтересованы как рабочий, так и капиталист, то невозможно, чтобы этот объективный факт рано или поздно не был осознан и не стал так же и субъективным фактом, т.е. внутренним мотивом, определяющим отношения между рабочим и капиталистом. Собственно даже и само осознание этого факта не является делом личной проницательности того и другого, но не- обходимость его диктуется объективной необходимостью все того же повы- шения производительности труда, объективными интересами того и другого. Чем раньше и лучше рабочий и капиталист осознают свои действительные интересы и цели тем полнее они осуществят их. Это как раз тот случай, когда умнеет даже глупец, когда сама жизнь, самые настоятельные потреб- ности и интересы людей заставляют их здраво смотреть на вещи. Но если выясняется, что в росте производительности труда заинтересо- ваны как рабочий, так и капиталист, то тем самым непосредственно обна- руживается и более существенный факт - что они вообще в процессе произ- водства имеют одну и ту же цель - СОХРАНЕНИЕ и НАКОПЛЕНИЕ СОБСТВЕН- НОСТИ. Они поэтому не только материально необходимы друг для друга, но и их внутренние интересы объективно тождественны. Рабочий заинтересован в повышении производительности капитала и наоборот. Следовательно, чтоб обеспечить СВОЮ собственность необходимо обеспечить ЧУЖУЮ собствен- ность. ЧУЖАЯ собственность, следовательно, становится гарантом СВОЕЙ собственности; интересы собственников, следовательно, ТОЖДЕСТВЕННЫ. Это тождество получает окончательное выражение в признании ПРАВА СОБСТВЕН- НОСТИ рабочего - на рабочую силу, капиталиста - на средства произ- водства. Таким образом собственность рабочего и собственность капита- листа в техническом, материальном существовании противоположны друг другу, но то и другое суть СОБСТВЕННОСТЬ, идеально они тождественны. Это их тождество остается только идеальным до тех пор, пока оно не осознано и не признано. Как только это произошло между трудом и капита- лом появляется третий фактор, объективно выражающий их субъективное, т.е. внутреннее тождество - ГОСУДАРСТВО И ПРАВО. Экономические отноше- ния, классовая борьба, получают форму ПРАВОВЫХ отношений, заключаются в РАМКИ этих отношений.