Понедельник, 06.05.2024
Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Гостевая книга [ Добавить запись ]

Страницы: « 1 2 ... 4 5 6 7 8 ... 12 13 »
Показано 76-90 из 193 сообщений
118. Николай   (28.12.2008 10:54)
0  
Уважаемый Александр Николаевич! Я ведь обратился к вам с таким вопросом не спроста. Согласен, что читать надо внимательно и до конца. Но ведь и писать нужно внимательно! И обдумывать написанное до конца!
Если рабочую силу нельзя ни купить, ни продать это значит нельзя и восаользоваться ни трудом этой рабочей силы, ни результатом труда. Труд это процесс расходования рабочей силы - свойства человеческого организма. Вы правы, что рабочую силу нельзя ни продать, ни купить. Она не вещь. Она свойство вещи. Свойство вещи не может быть товаром, потому что его нельзя передать из рук в руки.Отделить от вещи. Товаром может быть вещь, обладающая нужными свойствами.Значит товаром может быть сам человек, а не его свойство рабочая сила - способность к труду,или процесс расходования рабочей силы - труд.Утверждая, что продаётся труд, а не рабочая сила вы совершаете такую же ошибку, какую допустил Маркс. Рабочий может продавать капиталисту только результат труда.Результат труда всегда вещь со своими свойствами.Но она всегда сложена с вкладом в производство капиталиста. И разделить это не всегда представляется возможным.
Во взаимоотношениях рабочего и капиталиста акт купли-продажи может состояться только в случае возможности отделения стоимости труда от стоимости вклада капиталиста. Но в жизни этот случай, если и имеет место, то является исключением. В жизни капиталист продаёт результат труда рабочего, сложенного с его средствами производства в виде готовой продукции.И если уж рабочий и покупает у своего капиталиста, произведённый с его участием товар, то рабочий здесь выступает не в роли продавца, как у вас и у Маркса, а в роли покупателя. Таким образом рабочий капиталисту ни чего не продаёт ни до начала работы, ни после окончания. Вот почему вопрос какими следует считать взаимоотношения между рабочим и капиталистом, если они не продавец и покупатель? С уважением Николай.
Ответ: Уважаемый Николай!

Да софизмы все это! Ну пусть продается результат труда. Что это меняет? Разве результат труда можно отделить от процесса труда? Ведь его (результата) еще нет. Он еще должен быть создан в процессе труда. В той мере, в какой капиталист предъявляет требования к результату труда, он определяет и параметры процесса труда. Рабочий предъявляет, в свою очередь, свои требования относительно зарплаты, величина которой, очевидно, так же определяется качеством и количеством труда. Как, хотите, а торг идет именно по поводу труда, а ни чего то другого. Ну никуда Вы от этого не денетесь! Хотя труд и результат труда – это конечно разные вещи, но в экономическом смысле – это едва ли не синонимы. Я могу сказать: ты мне платишь столько то, а за это я буду подметать улицу. Или: ты мне платишь столько то, а за это получишь чистоту улицы. – То и другое в сущности одно и то же, разве что в последнем варианте суть сделки выражается как то коряво и не по русски.

Что касается рабочей силы и труда, причем именно в том смысле, в каком Вы затронули этот вопрос, у меня здесь в гостевой была полемика с г-ном Логовенко. Почитайте, повторяться как то не интересно.

Вопрос о величине зарплаты, т.е. о разделе между рабочим и капиталистом стоимости произведенного продукта – это отдельный и большой вопрос, его я разбираю во 2 статье.

С уважением,
Усов

117. Николай Рябинин   (26.12.2008 19:33)
0  
Уважаемый А.Усов.Если "И напротив того: РАБОЧУЮ СИЛУ нельзя ни купить, ни продать." (Это предложение из вашей КРИТИКи "КАПИТАЛА" МАРКСА статья первая), тогда какими, если не продавец и покупатель, следует признать отношения капиталиста с рабочим? Николай Рябинин.
Ответ: Уважаемый Николай!

Капиталист и рабочий - это действительно покупатель и продавец, но продается и покупается труд, а не рабочая сила. Если уж взялись читать мои статьи, так и читали бы по порядку и до конца. Там все написано.

С уважением,
Усов

116. Бессекерский Станислав   (25.08.2008 15:45)
0  
Здравствуйте, Александр Николаевич. Я подумал и понял, что не стоит вести дискуссию на таком уровне, который я предложил. Слишком много возникает вопросов, слишком серьезные проблемы затрагиваются. Например, чемпионы мира по шахматам или боксу не будут состязаться со всяким. Для этого необходимо подтвердить свою квалификацию, пройдя через сито отбора. Видимо и мне необходимо для таких дискуссий подучиться.

Конечно, можно было бы поспорить в любительском формате, для оттачивания остроумия, для время провождения. Но и у меня сейчас мало времени, нужно многое сделать. Поэтому я снимаю свой вопрос. Спасибо вам большое за внимание!

115. Бессекерский Станислав   (23.08.2008 13:57)
0  
Здравствуйте, Александр Николаевич. Действительно, последний наш обмен мнениями по моей вине стал сумбурен. А все потому, что я полез в воду, не зная брода. Да и ваши замечания читал поверхностно, торопился с ответом. Однако наши рассуждения навели меня на любопытные (для меня) размышления о потребностях. Между прочим, сейчас мне необходимо познакомиться с дисциплиной «психофизиология», так там есть раздел исследований посвященный потребностям человека – посмотрим, что это может дать. А так некоторое, что вы отметили, мне кажется верным и интересным. В общем, буду думать.

Обдумывая то, что вы написали, я обратил внимание на одну деталь, которую я бы хотел, если вам не трудно, прояснить. Это касается моего замечания о ценообразовании. Напомню, я сформулировал вопрос так: почему, если есть в рыночной экономике возможность наращивать производство некоторых товаров достаточно значительно, производство не расширяется до величин, которые доступны промышленности, а устанавливается на некотором уровне. При этом цены соответственно устанавливаются на уровнях, разных для разных товаров. Скажем, если цену на автомобили в среднем понизить, то естественно найдется дополнительное количество желающих их приобрести. Почему же этого не происходит?

Отвечая на этот мой вопрос, вы привели пример с натуральным хозяйством. Предположим, что вы правы относительно организации труда и потребления в рамках такого хозяйства. Но наибольший интерес представляет ценообразование в рамках товарного хозяйства. Ведь производитель, ведущий товарное хозяйство, насколько я понимаю, в среднем старается произвести как можно больше продукции, чтобы, продав ее, обеспечить себе максимально возможный уровень потребления. Чем же определяется цена его продукции? Почему она выше или ниже других цен?

114. Фрим   (17.08.2008 13:26)
0  
Ваше из " В ПОИСКАХ БОГА. Серафим Саровский"
" Испытания, какие он сам себе определил - тоже что физические упражнения для спортсмена: в тех и других нет ровным счетом никакого практического
смысла или необходимости, но те и другие служат для приложения и воспи тания силы духа в одном случае, и силы тела - в другом. Аскетизм Саровского был не служением богу, но самообслуживанием, самоцелью; он до
казывал самому себе, что может победить себя, свою плоть, материальные потребности. "Богомыслие" и вообще все религиозное, что сюда примешива-
ется есть только подходящая форма, предлог для этих упражнений."
Почитайте на эту тему влияние медитаций и размышлений (математических, например) на изменения в структуре мозга. И возьмите положение, что Бог даёт святым и праведникам духовные способности не за заслуги, а даром. Потому что они меняют свою нервную суть, а следовательно их тела становятся более приспособлены для восприятия духовного... По сути, "грех" - это фундаментальный дефект нервной системы человека, возникающий из-за неправильных действий и мыслей, из-за влияния окружающих людей и природы и, возможно, передающийся генетически. Однако нервная система - имеется свойство изменяться и перестраиваться, следовательно, путь к восстановлению свою хотя бы, для начала, физической сущности - для возникновения возможности работы с духовной сущностью - путь есть, и он имеет достаточно материальные формы и основания...
Хотя бичевание себя плетьми и прочие аскетические штуки этому не соответствуют.
Доказательством же этому служит жизнь одно то, что святые имеют "власть" над людьми окружающими, те их слушают и почитают и вдохновляются их словами, и благословение - есть не просто слова, потому что они говорятся человеком преображённым. Гипотезёры, конечно, не святые и не праведники, но многие из них, не прибегая к техническим устройствам, а только к силе своего голоса или и вовсе одого взгляда - могут внушать окружающим собственные мысли и желания. Это есть результат овладения некой психической силой, которая конечно всё ещё, если не полностью, то почти, ограничивается производными от физического тела человека.

113. Бессекерский Станислав   (07.08.2008 23:07)
0  
Естественно, если это ни на что не похожее висит тут же на дереве, то продать за дорого его не удалось бы. А если не висит?
Ответ: Станислав! Вы уже просто блуждаете в трех соснах. Что ж, пожалуй, я готов прогуляться вместе с вами.

Я из письма в письмо пишу: потребность – потребительная стоимость – потребность – потребительная стоимость и т.д. Эти термины уже звучат почти как синонимы, вы же мне пишете, что, якобы, по моему мнению, потребительная стоимость – не потребность в продукте, а САМ ПРОДУКТ - ну откуда вы это взяли?

Далее, ни мне и никому другому не надо объяснять, что потребности субъективны. Разумеется, субъективны, на 100% субъективны, насквозь субъективны. Но тем то человек и отличается от животного, что в состоянии взглянуть на себя ОБЪЕКТИВНО, т.е. подняться над субъективностью, «вышагнуть» из субъективности.

Человек, как и любое животное, испытывает потребности – в этом он ни чем не отличается от животного. Но в отличие от животного он может абстрагироваться от своих потребностей, рассматривать их как нечто внешнее себе, т.е. объективно. Он, например, в состоянии сравнить испытываемую в настоящий момент потребность, с этой же потребностью, но в другой момент времени. Например сейчас я не испытываю потребности в пище, через несколько часов она возникнет, еще через несколько – станет настоятельной. Человек может, далее, сравнивать потребности между собой: какая из них более или менее настоятельна и т.п. Иначе говоря, начинает ОЦЕНИВАТЬ свои потребности. Но взвешенная, соизмеренная, оцененная потребность есть уже не просто субъективное состояние человека, но некий ОБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТ, хотя бы этот факт касался только лишь самого этого человека. Потребность, существующая таким именно образом, т.е. как количественно определенная потребность, есть потребительная стоимость.

Разумеется, и эти оценки собственных потребностей так же субъективны, и здесь человек может легко заблуждаться, путаться и т.д. Но, во-первых, человек и относительно объективных вещей сплошь и рядом заблуждается, так что само по себе это обстоятельство ничего не значит. Во-вторых, раз уж сделан первый шаг на пути к объективной оценке потребностей, то за последующими дело не станет. Реальная деятельность, труды и жертвы, которые человек несет дабы удовлетворить свои потребности быстро все расставляют по местам: главное отделяется от второстепенного, насущное от менее насущного и т.д. Но об этом я писал ранее, не стану повторяться.

Если во всем этом и есть какой-то вопрос, то это вопрос именно о том, как потребность превращается в потребительную стоимость, последняя – в меновую стоимость и далее - в деньги – всеобщий эталон стоимости. Я все время пытаюсь вытолкнуть вас на эту «траекторию» и сделать хотя бы первый из перечисленных шагов. Вы же мне постоянно - о каких то посторонних, случайных материях, да и вообще бог знает о чем.

Вот, например, вы пишете:

«в моем представлении, не всякая вещь может быть потребительной стоимостью, а только лишь та, которую мы считаем ценной для себя.»

Но это тоже самое, что сказать: ценностью является для нас только то, что мы ценим – и не жалко вам байтов на подобные откровения? В том же духе и следующая ваша фраза: «мы ценим не только то, что стоило нам труда, но и всякую вещь, которая кажется нам нужной и приятной.» - Мы ценим все, что ценим… М-даа…

…И бросьте вы эти примеры с идолами, истуканами, фотографией любимой девушки и т.п. – т.е. все то, что имеет какой либо экономической деятельности либо самое отдаленное отношение, либо вовсе никакого.

Далее:

«Другое дело, что считать, что структура производства натурального хозяйства отвечает потребностям производителя, мне кажется неверным. Она определяется, по-моему, его здравым смыслом и культурой.»

Ну а здравый то смысл чего требует? Как раз этого самого: чтоб структура хозяйства соответствовала структуре потребностей… А про алмаз вы к чему написали? Ну, ценит крестьянин алмаз, ну и что? Что это меняет в моих рассуждениях?.. Похоже, у нас классический диалог, когда один – про Фому, другой – про Ерему…

«Поэтому - можно сказать, что производитель, ведущий натуральное хозяйство, соразмеряет труд с потреблением, распределяя свое рабочее время. Но сказать, что он соразмеряет труд с потребностями – нельзя. Потребление и потребности могут сильно не соответствовать.» - А это я уж и вовсе не понимаю что такое. Как это потребности не соответствуют потреблению? Это когда человек хочет хлеба, а пьет воду? Или что вы имели в виду? Потребности ОПРЕДЕЛЯЮТ потребление – как может быть иначе? Поэтому сказать ли что «труд соизмеряется с потреблением» или «с потребностями» - едва ли не одно и то же.

К чему вы написали про мальчишек и яблоки – опять не понимаю. Чтоб «продемонстрировать субъективность потребительной стоимости»? Но зачем демонстрировать то, что итак всем понятно?

В общем, от разговора я не отказываюсь, но вы уж постарайтесь сформулировать ПРЕДМЕТ разговора – вопрос или спорный пункт – а то я уж совсем перестал понимать о чем мы говорим.

112. Бессекерский Станислав   (07.08.2008 22:45)
0  
Александр Николаевич, мне только что пришла в голову идея, как можно продемонстрировать субъективность потребительной стоимости. На юге России и Украины вдоль дорог растут ягоды и фрукты. Эти посадки осуществили местные власти, и их плоды присваивает, кто хочет. Я видел, как мальчишки собирают эти фрукты и тут же, на дороге продают их. И хотя рядом на дереве висят такие же, тем не менее, люди останавливаются и покупают их. Это и понятно – в сбор этих плодов вложен мальчишеский труд. Но как формируется цена? Понятно, что мальчишки (и покупатели) ориентируются на такие же фрукты, которые продаются на местном рынке (это меновая стоимость). Но как им быть, если таких фруктов на рынке и в магазине нет? Они будут, я думаю, ориентироваться на цену фруктов и овощей вообще. А если они продают нечто, что ни на что не похоже? Мне кажется, что в этом случае роль меновой стоимости полностью нивелируется, и такая вещь будет существовать только как потребительная стоимость в глазах покупателя. Тогда возможны самые экзотические варианты цены в зависимости от того, насколько хочется этой вещи покупателю. Здесь и проявляется субъективный характер потребительной стоимости.

111. Бессекерский Станислав   (07.08.2008 20:43)
0  
Согласен, Александр Николаевич, дискуссия наша получается достаточно беспорядочная. Главная причина, на мой взгляд, в том, что у меня нет отчетливых представлений об экономических феноменах. Поэтому я веду дискуссию интуитивно, уточняя мои представления по мере ее развития. В связи с этим, еще раз хочу подчеркнуть – если она вас утомила, то я готов ее прекратить.

Я действительно все время сворачиваю на рыночную экономику, так как моя идея состояла в том, чтобы развить мое интуитивное воззрение на природу меновой стоимости и тем самым подойти к критике вашего представления о рыночном ценообразовании. А иначе я не мог сделать, так как и сам слаб, и то, что вы написали очень всеохватывающе и требует длительного разбора.

Как мне кажется, вы представляете себе потребительную стоимость как сам продукт. Т.е. для вас потребительная стоимость и есть продукт (если это не так, то дайте, пожалуйста, свое определение). Мне думается, что это не совсем верно. Дело в том, что, в моем представлении, не всякая вещь может быть потребительной стоимостью, а только лишь та, которую мы считаем ценной для себя. Для продуктов труда, конечно, это так всегда, так как не будет человек делать что-то не нужное (если он не раб). Но ведь существует и присваивающее хозяйство или виды деятельности (охота, рыболовство, собирательство). Конечно, охота тоже труд. Однако мы ценим не только то, что стоило нам труда, но и всякую вещь, которая кажется нам нужной и приятной. Скажем, если я считаю, что нечто не нужно мне, то я никогда не куплю это (и не стану производить), даже если есть мнение, что эта вещь очень мне необходима (например, какой-нибудь талисман). И наоборот, если я сделал фотографию любимой девушки, то она продукт моего труда, но я не отдам ее ни за какие деньги и не буду считаться со временем, затраченным на ее производство. Таким образом, проявляется субъективный характер потребительной стоимости (ценности). Так идол какого-нибудь племени существует, конечно, объективно в виде истукана. Но без оценки членами этого племени, как идола, он не идол. И этому идолу могут отдать последнее в надежде, что он смилостивится.

Далее. Когда вы говорите о натуральном хозяйстве, вы, как я понял, представляете дело так: излишек продукции крестьянина – это то, что он не может съесть. Я же понимаю под потреблением крестьянина (пусть он и ведет натуральное хозяйство) – всю продукцию, которая им производится и не поступает на продажу, а используется в его хозяйстве на те или иные нужды. Но, в конце концов, мы имеем в виду примерно одно и тоже. Другое дело, что считать, что структура производства натурального хозяйства отвечает потребностям производителя, мне кажется неверным. Она определяется, по-моему, его здравым смыслом и культурой. И здесь проявляется субъективный характер потребительной стоимости. Скажем, нельзя же сказать, что у того крестьянина нет потребности в золоте и бриллиантах. Может и нет, поскольку их не продать. А если он прельщен их блеском? Предположим, что драгоценности ему не получить, так как хозяйство натуральное. Но разве от этого алмаз перестанет быть потребительной стоимостью (ценностью) в его глазах?

Поэтому - можно сказать, что производитель, ведущий натуральное хозяйство, соразмеряет труд с потреблением, распределяя свое рабочее время. Но сказать, что он соразмеряет труд с потребностями – нельзя. Потребление и потребности могут сильно не соответствовать.

110. Бессекерский Станислав   (07.08.2008 11:57)
0  
Честно скажу вам, Александр Николаевич, что для меня полемика с вами принесла очень много пользы. И это не удивительно, ведь еще Парменид-Сократ-Платон практиковали диалектику, как плодотворный метод исследования. Но если вам тягостно и неинтересно вести дебаты, если они не вписываются в формат вашей гостевой книги, то смело напишите об этом. Я ни сколько не обижусь, так как понимаю свое место.

В свете вышесказанного, я ни сколько не стремлюсь учить вас, а просто высказываю свое мнение по поводу экономических феноменов. Что-то узнаю новое от вас. Может быть, и вы от меня. В целом дискуссия, соревнование будят мысль.

Хочется еще отметить вот что. Вопрос о субъективном и объективном очень сложный, философский. Мне кажется, что он связан в своей сути с тем, что субъект – это воспринимающая субстанция, а объект – воспринимаемая. В этом смысле желание человека обладать вещью для меня - объективно, так как я воспринимаю это. Но для самого этого человека – оно субъективно. Можно долго упражнять остроумие на эту тему, но для экономики, как мне представляется, эта проблема решается так. Вопрос о том, полезна ли вещь человеку или вредна, каприз ли желание обладать ею или насущная необходимость – не важен для экономики (производства и распределения-обмена). Есть спрос – есть предложение, нет спроса – нет предложения. Поэтому для меня, как производителя, как обладателя некоего товара для обмена субъективное желание моего виз-а-ви – объективно. Его желание определяет ценность товара для меня. Я ценю мой товар потому, что он хочет его. (В отличие от потребительной стоимости – тут мое желание определяет ценность товара. Раз мое – значит субъективное.) Но поскольку ценность товара для меня, перед процессом обмена, возникает не из моего желания, то и интенсивность оценки его, уровень оценки – исходит не от меня, а от партнера. Поэтому меновая ценность, или стоимость в обмене, формируется общественно и объективно, вне меня (хотя в конкретном акте обмена я могу и повлиять на это дело, но в обществе это ограничивается конкуренцией). Естественно, эта оценка может возникнуть, только когда сформировалась культура обмена (а как иначе она может явиться нам объективно, как не через обмен?). В развитых формах она подразумевает институт собственности, деньги и прочее.

И еще одно хочу добавить. Излишки зерна у крестьянина – есть излишки. Т.е. то, что превышает его потребление. Поэтому вопрос о том, что производить решается не субъективной потребностью последнего в хлебе или самогоне, а тем, что экономически выгоднее производить для обмена. Т.е. объективной потребностью рынка. А что касается субъективного распределения производимой им продукции в личном потреблении, то этот вопрос очень сложен и опирается на культуру этого крестьянина. Т.е. на принятый образ поведения и потребления в его окружении. Впрочем, иные могут перегнать на самогон все без остатка!
Ответ: Наш диспут вырождается, похоже, в нечто вроде бултыхания в луже, причем довольно мелкой.

Начну с последнего вашего абзаца – и, соответственно, моего примера. Причем здесь рынок? Я беру натуральное хозяйство. Нет никакого рынка. Хлеб (зерно) используется не только для личного потребления, но и, например, на корм скоту с целью получения мяса и на прочие другие цели, включая самогоноварение. Та пропорция, в которой крестьянин распределяет хлеб между этими целями, достаточно точно отражает меру потребности в соответствующих продуктах, т.е. величину их потребительной стоимости. Ее здесь уже можно даже выразить – в единицах зерна. Следовательно, потребительная стоимость даже в рамках натурального хозяйства уже существует как нечто ОБЪЕКТИВНОЕ, вплоть до того, что она численно, количественно, определяется, соизмеряется наряду с натуральными показателями продуктов (метрами, килограммами и проч.) – Вот что я хотел сказать своим примером. А вы мне – рынок, культура, образ поведения и т.п. – причем здесь все это?

Вопрос о субъективном и объективном может и сложный, но в данном то случае он яйца выеденного не стоит.

Положим, человек испытывает некую потребность. Какова ДЕЙСТВИТЕЛЬНАЯ величина это потребности? - Об этом в общем случае не имеет понятия ни сам этот человек, ни, тем менее, окружающие. Он может навоображать себе все что угодно, может убедить себя и других что то-то и то-то ему «позарез» нужно, нужно хотя бы ценою жизни. Но тут является трезвомыслящий экономист и задает роковой вопрос: раз нужно хотя бы ценою жизни, то готов ли ты отдать свою жизнь, отдать прямо «здесь и сейчас», ради того, чтоб заполучить это, якобы так желаемое тобою, нечто? И вот оказывается, что «товарищ» не готов, не готов не только жизнь отдать, но даже на самую малую жертву. Следовательно, все его разговоры насчет того, что «позарез» нужно – все это слова, слова, слова. ДЕЙСТВИТЕЛЬНАЯ его потребность в данном нечто = 0.

Величина потребности (потребительная стоимость) в вещи определяется или выражается величиной тех ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ жертв и усилий, которые готов затратить человек, чтоб получить эту вещь.

Здесь все, в конце концов, точно так же, как в естествознании. Как определить температуру воды? По ВНЕШНЕМУ эффекту, который вызывает эта температура. Пока нам дана вода как таковая, пока мы не можем подвергнуть ее никакому внешнему испытанию, ее температура неопределима, существует только лишь как внутреннее, скрытое качество, как нечто «субъективное». Но вот мы погружаем в воду градусник и обнаруживаем, что столбик ртути поднялся на такую то величину – по этому ВНЕШНЕМУ эффекту мы и судим о температуре воды.

Аналогичным образом: труд есть тот внешний, объективный процесс, который порождается субъективной потребностью в вещи. Поэтому количество труда, которое затрачивает человек ради производства вещи эквивалентно величине потребности в ней. То есть объективно, количественно выражает величину ее потребительной стоимости.

Рынок, обмен не привносят в это первоначальное понятие стоимости ничего нового. Почему вы все время возвращаетесь к этой теме – не пойму. В конце концов, вопрос эволюции рынка, меновой стоимости, денег, хотя и тонкий, но тривиальный, он описан у многих авторов, я, в частности попытался это сделать (со своей колокольни) в своей статье.

Мы вообще о чем спорим, что обсуждаем?

109. Бессекерский Станислав   (06.08.2008 13:38)
0  
Здравствуйте, Александр Николаевич. Прочитав ваш последний комментарий, я понял, что мои дилетантские представления об экономической теории кардинально расходятся с вашими. Впрочем, это не удивительно, ведь мои представления находятся на уровне XIX века. Да и с XIX то веком я знаком конспективно. Я нахожусь в затруднении – как продолжать дискуссию? … Если вам это интересно, то можем продолжить обсуждать по чуть-чуть отдельные аспекты теории с надеждой выйти на что-нибудь обобщающее.

Если продолжать, то нужно обратиться к самому началу. Для этого я прочитал вашу критику понятия стоимости Смита в статье «Что такое стоимость?».

Прежде всего, хочу отметить, что само слово «стоимость» введено русскими переводчиками. Смит употребляет английское слово value, первое и основное лексическое значение которого в переводе равносильно русскому «ценность». Т.е. Смит говорит, что вещь ценна для нас в двух смыслах: как то, что мы можем использовать сами; и как то, что мы можем обменять на другие вещи. Иначе говоря, я могу совершенно не ценить ботинки, так как люблю ходить босиком, но я знаю, что люди ценят их, и поэтому ботинки ценны для меня, как средство обмена.

При этом необходимо сказать, что для экономики, насколько я понимаю, совершенно не важна полезность вещи, в вашем понимании. Для нее существует только субъективная потребность. Другими словами, если вещь очень полезна для человека, но он этого не знает, и, следовательно, не предъявляет на нее спроса, то не будет и ее предложения.

И, наконец, самое главное: вещь предстает перед нами как потребительная и меновая стоимости (ценности) в связи с тем, что у нее есть субъективная и объективная ценность. Субъективная ценность – это то, как вещь ценна для нас лично. И здесь вы абсолютно правы, когда говорите об относительности этого дела. Что для одного ценно, то для другого прах. Что ценно при одних обстоятельствах, то ничто при других. Объективная ценность – это та ценность, которая формируется объективно, вне зависимости от нашего сознания. Т.е. она, конечно, зависит от сознаний людей, от их субъективных потребностей, но они являются нам в интегральном виде, как нечто внешнее. Скажем, для меня мой компьютер – потребительная стоимость, но в отношении вас или ваших друзей и близких – он меновая стоимость, поскольку ваши субъективные представления внешние для меня, и они усредняются и интегрируются. Например, возможно, вам мой компьютер не понравится, так как у вас лучше, но, может, он понравится вашему соседу или товарищу. Так в среднем появляется некая объективная характеристика запроса на компьютер, характеризующая ваше окружение. Так и в обществе. Знаете, так в телеиграх иногда опрашивают аудиторию относительно ее представлений о каком-либо предмете и дают потом график этих представлений. В аудитории могут находиться и сумасшедшие, и чудаки, но в среднем всегда есть некий пик представлений. Это общественная характеристика, которая отличается от чего-то индивидуального и субъективного. Так и в случае со стоимостью (ценностью): потребительная стоимость – индивидуальная оценка вещи; меновая стоимость – общественная. В своих истоках – это действительно одно и тоже, но так как в обмене есть две стороны (человек и общество, в лице его представителей), то эта оценка распадается надвое. А пример Смита с водой и алмазом, пожалуй, действительно не самый удачный.
Ответ: Эту уж не полемика, Станислав, а какой то ликбез по экономике, вот только не пойму кто кому его проводит вы – мне или я – вам. В последнем моем письме я – вам, а теперь вот вы – мне. Только напрасно вы это: не надо мне объяснять разницу между разными видами стоимости: знаю, слышал, читал и даже сам кое что писал об этом.

Я уж было и соскучился за чтением вашего письма, как вдруг сообразил: вы классически повторяете классические ошибки. Вы даже и начинаете почти как Маркс в «Нищете философии»:

«вещь предстает перед нами как потребительная и меновая стоимости (ценности) в связи с тем, что у нее есть субъективная и объективная ценность.»

И это уже ошибка. Во-первых, и потребительная стоимость очень даже может быть объективной, во вторых, меновая и потребительные стоимости – понятия совершенно разных сфер экономических отношений, они не могут быть парными, «комплиментарными», не могут быть противоположностями, вообще не находятся между собой ни в каком ПРЯМОМ отношении. Поэтому фраза «потребительная И меновая стоимость» звучит примерно так же как «в огороде – бузина И в Киеве - дядька».

Потребности и потребительная стоимость существуют и в натуральном хозяйстве какого ни будь Робинзона, и у диких племен, еще не знающих никакого обмена и даже в мире животных – в той мере, в какой животным вообще присущи элементы рационального поведения. Меновая же стоимость существует лишь в обществе, при наличии собственнических отношений, при условии, что это общество дифференцировано внутри себя в отношении качественного и количественного состава собственности и, наконец, что уже само собой, лишь при наличии систематического обмена. Ясно поэтому, что меновая и потребительная стоимости существуют на разных «этажах» экономических отношений и поэтому совмещать их в одной фразе как то не очень корректно. – Это значит, собственно, НЕ ПОНИМАТЬ сущности ни той, ни другой (хотя вроде бы чего тут можно не понимать?).

Действительно парной категорией потребительной стоимости является трудовая стоимость – это столь же очевидно, как и то, что труд и потребление два противоположных, но взаимообусловленных процесса.

Теперь насчет объективности потребительной стоимости. Человек, испытывающий потребность в предмете, стремится тем или иным образом сохранить этот предмет, удержать его за собой, сделать своей собственностью – разве это не объективное отношение? Разве в этом уже не имеется налицо ОБЪЕКТИВАЦИЯ потребительной стоимости? Положим, далее, что крестьянин, ведущий натуральное хозяйство, имеет некоторый излишек зерна. Он этот излишек использует для самогоноварения (пример Бем-Баверка). Положим, что из ведра зерна получается полведра самогона. Ясно, что если потребность крестьянина в этом ведре зерна выше, нежели в 0.5 ведре самогона, то он не станет превращать первое - в последнее. Но если эти потребности сравняются или даже станут обратными, то наш крестьянин займется самогоноварением. То есть чисто техническая пропорция, в которой зерно превращается в самогон, легко и естественным образом, начинает отражать, количественно выражать потребности крестьянина в названных продуктах. То есть потребительная стоимость существует уже не просто объективно, но и в численном виде, как меновая стоимость – в той мере, в какой это возможно в рамках натурального хозяйства.

Что же касается того, чем отличается рыночная цена от субъективных оценок – то этот вопрос вообще «ни о чем». Это вопрос о том, чем вообще индивидуальная величина отличается от некой средней – не знаю, зачем вы так много об этом распространяетесь.

108. Бессекерский Станислав   (05.08.2008 13:02)
0  
Все дело, Александр Николаевич, в моем нетерпении и занятости. Я понемногу читаю ваши статьи, но продвинулся, честно говоря, еще мало. Но процесс идет!

А, говоря об уровне потребления, я понимаю следующее. Рабочий, как и всякий человек, как мне кажется, всегда хочет, вне зависимости от уровня цен, сохранить (а может и улучшить) свой уровень потребления. А именно: то же количество колбасы и хлеба, ту же квартиру, иметь возможность дать детям образование не хуже того, что имеет сам (как правило – такое же). Ленд-лорд помимо личного потребления должен содержать свою землю в надлежащем состоянии, платить налоги. Это я тоже включаю в его потребление. Так и капиталист, сохраняя и развивая производство, потребляет некоторое количество товаров. Это производственное потребление. В этом смысле, рабочие, по-моему, никогда не заблуждались. Когда они филонят на производстве, или тащат с него что-нибудь, то на попрек, что они обворовывают себя же, наносят ущерб всему производству (а с экономической точки зрения – удорожают продукцию), они, как мне представляется, всегда ответят, что обворовывают они не себя, а капиталиста. А свою зарплату они получат. То есть этот уровень потребления и определяет обменные соотношения. Как в анекдоте: А если водка будет стоить тысячу рублей за пол-литра, пить будете? – Видишь, дядя, эту деталь? Она как стоила пол-литра, так и будет стоить!

И далее. Я не говорю, что цены должны упасть до нуля. Как раз наоборот, я ставлю вопрос так – почему они не падают до нуля? Почему они устанавливаются на некотором, отличном от нуля, уровне, и этот уровень для различных товаров разный? Мне показалось, что вы ведете речь о разделе продукции, как замене, если угодно, принципа прибавочной стоимости. Может прибыль капиталиста и можно так объяснить. Но как тогда объяснить факт ценообразования? То, что одни цены выше, а другие ниже? Пусть некоторая часть цены единицы продукции идет рабочему, другая капиталисту. Но чем определяется полная цена продукта? Хотя, возможно, дело в том, что я не дочитал до конца ваши статьи. Но, как я сказал, процесс идет!
Ответ: Для того, чтоб понять процесс ценообразования, Станислав, не надо читать мои статьи (и писать тоже – шпилька в адрес Геннадия) – все это описано в учебниках.

Хорошо, давайте я вам еще раз это опишу. Возьмем натуральное хозяйство. Человек испытывает потребность в каком то продукте и начинает его производить. На момент начала производства потребность в продукте максимальная, производственные затраты = 0. Но по мере производства, количество произведенного продукта возрастает, он потребляется, соответственно потребность в нем (=его потребительная стоимость) падает. Издержки производства, соответственно возрастают. То есть имеем две кривые – спроса и предложения применительно к натуральному хозяйству. В точке их пересечения наступает равновесие: потребительная стоимость и трудовая стоимость ед. продукта сравниваются (если предположить, что все производственные затраты сводятся к трудовым.) Наступает равновесие производства и потребления и этот процесс в целом на этом уровне может далее продолжаться неопределенно долго (при прочих = условиях). Это уровень можно быть выражен в ед. стоимости, напр. в рублях. Если цена продукта = допустим 10 руб., то эти 10 руб. отражают с одной стороны, величину потребности в продукте, с другой – величину его трудовой стоимости.

Предположим теперь что производятся не один, а 2 продукта. Субъект естественно начинает сравнивать в каком из них он более нуждается, и соответственно производить прежде всего именно этот продукт. Процесс сравнения несколько усложняется, но суть все та же. В конце концов, все опять приходит к равновесию: потребности в продуктах и, соответственно количество труда, затраченного на их производство сравниваются. Но здесь «пикантность»: что именно сравнивается? Потребность (и затраты труда) в 1 одной ед. продукта могут быть = соответствующим величинам 10 ед. другого продукта. Пропорции могут быть здесь какими угодно – это определяется физическими свойствами продукта и особенностями потребления. Тогда если цена первого – 10 руб., то цена последнего будет 1 руб.

Можно сформулировать и совсем по-книжному: человек таким образом распределяет свой труд при производстве 2 продуктов, чтобы каждая ед. труда в обоих случаях создавала потребительную стоимость одной и той же величины. Но эта одна и та же стоимость может воплощаться в совершенно разных количествах продукта – эта «пропорция» определяется материальными условиями производства и потребления и по большому счету произвольна и экономически бессодержательна. Так что ваш вопрос: почему стоимость одного продукта такая-то, а другого – другая? - вообще то праздный.

107. Бессекерский Станислав   (02.08.2008 13:09)
0  
Только что прочитал, что писал вам Геннадий, и думаю, что нужно пояснение. Я, конечно, веду речь о меновой стоимости в первую очередь, а не о структуре издержек. Естественно для меня, как предпринимателя, моя прибыль не является издержками, что было бы абсурдно. Но если я покупаю у другого предпринимателя станок или сырье, то оплачиваю его прибыль. А вот этот процент на капитал для меня становится уже издержками.
Ответ: А вот интересно, что бы Геннадий ответил на ваше "недоумение"?... Если только он сюда еще заглядывает...

106. Бессекерский Станислав   (02.08.2008 00:38)
0  
Здравствуйте, Александр Николаевич. Мне показалось, что чтение лучше начать не с четвертой статьи, а со второй (Теория эксплуатации). Я прочитал параграфы этой статьи, начиная с того, который называется «Труд и капитал» (§4). И мне думается, что вы оставляете вне ваших рассуждений следующую проблему.

Насколько я понимаю, Адам Смит создал свою теорию в основном для того, чтобы объяснить механизм рыночного ценообразования. Это прослеживается и в трудах его последователей. В частности, Маркс ставит вопрос так: если полагать, что цены на рынке устанавливаются балансом спроса и предложения, то как объяснить тот факт, что при балансировке различных цен одни из них оказываются выше, а другие ниже? Естественно, есть группы товаров, по которым предложение не может удовлетворить спроса. Но достаточно таких, которые могут производиться в значительных количествах, однако их цена не станет от этого снижаться, а все-таки, в конце концов, станет стремиться к равновесию. Это можно представить еще проще – если есть возможность наращивать производство даже при падении цены, то почему этого не происходит, а после какого-то значения последней производство начинает сокращаться, и цена стремятся к точке равновесия?

Первое, что приходит в голову – что дело в издержках производства или в, так называемой, себестоимости. Действительно, ну не могут продавать производители ниже того, что они заплатили за сырье, да рабочим. И себя нужно не обидеть! Поэтому, когда цены падают ниже этих издержек, кое-кто вынужден сворачивать производство.

А если посмотреть пристальнее на эти издержки, то можно понять, что они состоят или из чьей-нибудь зарплаты, или процента на капитал, или земельной ренты. А эти трое в свою очередь определяются запросами их получателей. И рабочему, и ленд-лорду нужно сохранить свой уровень потребления. А капиталисту, мало того, нужно и потреблять, и, чтобы не проиграть постоянной конкуренции, еще развивать свое дело. Из этих-то требований и складываются некие средние общественные величины, которые Смит, как я понял, назвал меновой стоимостью.

О последней можно говорить еще так. В обмене количество товаров, которыми обмениваются две стороны обмена, может определяться только одним – запросом на уровень потребления обменивающихся. Они, конечно, хотят получить побольше, а отдать поменьше, но соревнуются не друг с другом, а с конкурентами - кто может удовольствоваться меньшим (таким образом, имеет смысл понятие: товар – рабочая сила). Продавец соревнуется с продавцами – кто возьмет меньше за товар и тем самым сократит свое потребление; покупатель с покупателями – кто заплатит больше и тем самым сократит свое потребление. Но всему есть предел!

А если вести разговор о разделе продукции (Что, конечно, бывает. Взять хотя бы такой механизм как «Соглашения о разделе продукции»), а не о запросах владельцев собственности, то остается непонятным - чем определяется соотношение цен?
Ответ: Здравствуйте, Станислав

Вы как то … своеобразно все понимаете, хотя грубых ошибок в Ваших рассуждениях вроде бы нет.

Цена не падает до нуля потому что даром как правило ничего никому не дается… Рента и процент не определяются запросами их получателей … А так вроде все правильно.

Последний абзац и соответствующий вопрос не понял. И какую такую проблему я оставляю без внимания?

105. Бессекерский Станислав   (30.07.2008 12:37)
0  
Большое спасибо, Александр Николаевич, за внимание! Я обязательно прочту вашу статью.

104. Бессекерский Станислав   (29.07.2008 15:58)
0  
Я думаю, Александр Николаевич, что Маркс не только перевернулся бы в гробу, читая, что я написал, но, насколько я знаю его характер, он мог и запустить в меня чем-нибудь тяжелым!

Вы, вероятно, правы, утверждая, что я не удачно использую термин «ремесленник». Но я взял его именно потому, что «индивидуальный производитель», как мне думалось, не очень точно отражает суть дела. Дело в том, как я понимаю, что подобный производитель владеет средствами производства и, самое главное, осуществляет производственный процесс в его основных частях (вот, опять получилось туманно). Однако это не значит, что он не привлекает наемный труд. И фермер использует сезонных рабочих, и средневековый ремесленник трудился не один, а, как правило, имел почти даровую рабочую силу в виде подмастерьев. Кстати сказать, и сегодня в свободных профессиях сохранилось нечто подобное: в мастерской художника ученики рисуют фон картины, лошадь и ордена; а писатель может привлечь машинистку и корректора.

Во-вторых, разделение труда я понимаю, как конкретную специализацию производственного процесса (грубо говоря – кто и что будет делать в одно и то же время), но не как номенклатуру профессий, которым обучают в специальных учебных заведениях. Часто это может не совпадать. А Смит имел в виду, насколько я понял, именно конкретную специализацию, которая за счет сосредоточения на одном деле и отсутствия перехода от одного занятия к другому дает выигрыш во времени (конечно, не только это).

И, наконец – самое трудное для меня. Когда я говорил о сокращении прибыли до нуля, я имел в виду простое воспроизводство. Хотя можно говорить и о расширенном воспроизводстве (в смысле модернизации производственного процесса). (Извините, если я не правильно использую термины.) Но, в конце концов, и ремесленнику требуется модернизация. Однако самое главное в том, что я имел в виду непроизводственные расходы, идущие на личное потребление капиталиста. Дело в том, что личное потребление ремесленника отличается от потребления капиталиста, который принимает участие в производственном процессе только своим капиталом. Последний, так сказать (если, конечно, не считать его капитал), как пятое колесо в телеге – он же ничего не производит. Поэтому в его производственной схеме всегда будет на одного человека больше (кто-то же должен работать). И если условия таковы, что можно дать туже производительность труда и без привлечения такого человека с капиталом, то меновая стоимость единицы продукции капиталиста станет выше, а значит, продукция менее конкурентоспособна. Уф! Не казните меня строго за все за это!
Ответ: Здравствуйте, Станислав!

Так, ну с разделением труда и «ремесленниками» мы с вами кажется разобрались, если не считать нюансов, на которых не стоит останавливаться.

Что касается последнего вопроса, то напрасно Вы просите «не казнить Вас за все это»: вопрос Вы ставите совершенно правильно и вопрос весьма тонок и сложен. То есть как раз здесь Вы попадаете в самую точку. Капиталист «ничего не делает», он только паразитирует на производстве, только потребляет и т.п. Такой капиталист является обузой для собственного производства, которое становится соответственно менее эффективным и конкурентоспособным и т.п. – Со всем этим никто и не спорит. Но заметьте, такой капиталист рано или поздно и разоряется. То есть рынок сам выносит здесь приговор и приводит его в исполнение.

Заметьте, однако, что и рабочий может систематически пропивать свою зарплату, а «ремесленник» - свой инструмент. То есть в отношении непроизводительного потребления все классы поистине равны, разница лишь в возможностях.

Спор может возникнуть, если Вы станете утверждать, что капиталисты «по определению», по сущности есть класс – паразит, но этого Вы вроде не утверждаете...

Вообще же вопрос, повторяю, сложен. См. мою 4 статью «Против Маркса» - там я попытался его решить.


Имя *:
Email *:
WWW:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz